СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Информатика
≡ информатика
сайты - меню - вход - новости




Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 14 № 4718

Система команд исполнителя РОБОТ, «живущего» в прямоугольном лабиринте на клетчатой плоскости, состоит из 8 команд. Четыре команды - это команды-приказы:

вверхвнизвлевовправо

При выполнении любой из этих команд РОБОТ перемещается на одну клетку соответственно: вверх , вниз , влево , вправо .

Четыре команды проверяют истинность условия отсутствия стены у каждой стороны той клетки, где находится РОБОТ:

сверху свободноснизу свободнослева свободносправа свободно

Цикл

ПОКА условие

последовательность команд

КОНЕЦ ПОКА

выполняется, пока условие истинно.

В конструкции

ЕСЛИ условие

ТО команда1

ИНАЧЕ команда2

КОНЕЦ ЕСЛИ

выполняется команда1 (если условие истинно) или команда2 (если условие ложно)

 

В конструкциях ПОКА и ЕСЛИ условие может содержать команды проверки, а также слова И, ИЛИ, НЕ, обозначающие логические операции.

 

Если РОБОТ начнёт движение в сторону находящейся рядом с ним стены, то он разрушится и программа прервётся.

Сколько клеток лабиринта соответствуют требованию, что, начав движение в ней и выполнив предложенную программу, РОБОТ уцелеет и остановится в закрашенной клетке (клетка F6)?

 

НАЧАЛО

ПОКА снизу свободно ИЛИ справа свободно

ПОКА справа свободно

вправо

КОНЕЦ ПОКА

ЕСЛИ снизу свободнo

ТО

вниз

КОНЕЦ ЕСЛИ

КОНЕЦ ПОКА

КОНЕЦ

Решение.

При данной программе РОБОТ поступает следующим образом: сперва РОБОТ проверяет свободна ли клетка справа или снизу от него, если это так, то РОБОТ переходит к первому условию. По этому условию, пока у правой стороны клетки в которой находится РОБОТ нет стены, он продолжает двигаться вправо. Как только это условие перестанет выполняться, он переходит ко второму условию. Это условие аналогично первому, только теперь проверяется отсутствие стены у нижней стороны клетки.

Проанализировав эту программы приходим к выводу, что РОБОТ будет двигаться вправо или вниз, пока у него есть такая возможность. РОБОТ при данной программе никогда не разобьётся.

Видно, что существует всего 2 места, в которых робот может остановиться: нужная нам 6F и 6C. Робот может прийти в клетку 6С, только если он находится в области 2А:6С, количество клеток в этой области равно 15. Общее количество клеток лабиринта равно 36, следовательно, 36 − 15 = 21.